8 сентября 2020 года вновь открылся знаменитый Речной вокзал. Величественное здание, похожее на корабль, украшает набережную Канала имени Москвы. Многие интересуются, как выглядит Северный Речной вокзал после реконструкции. Показываем фото и рассказываем.
Северный Речной вокзал площадью более 5 тыс. кв. м по проекту архитектора А. Рухлядева открылся в 1937 году. Москва сразу получила название «порт пяти морей». Вскоре он стал отправной точкой канала Москва – Волга и соединил столицу не только с Центральной Россией, но и другими регионами страны. Построенный в стиле сталинского ампира, вокзал с самого начала поражал воображение современников и неоднократно был запечатлен в кино. Здесь снимали знаменитый фильм «Волга-Волга». К сожалению, капитальный ремонт Речного вокзала никогда не проводили. В 1990-х гг. в здании располагались точки общепита и розничной торговли. К моменту передачи в городской фонд в 2015 году Северный Речной вокзал находился в аварийном состоянии. Работы по реставрации этого архитектурно-инженерного комплекса и паркового ансамбля начались в 2018 году и были проведены за два года. В дальнейшем станции метро «Речной вокзал» к «Сходненской» планируется соединить канатной дорогой, с которой будет открываться захватывающий вид на великолепный памятник советского зодчества.
Изменения
Изменения затронули весь комплекс Речного вокзала. Реставрационные работы к Олимпиаде-80 были поверхностными. В 1990-х годах вокзал находился в ведении «Канала им. Москвы», но учреждение не занималось содержанием памятника. Фронт работ оказался колоссальным. Полностью уцелело только само здание, в дизайне которого явно прослеживаются итальянские элементы, и территория парка. Тем не менее, было решено сохранить исторический облик.
Фарфоровые медальоны на входных колоннах сильно пострадали от времени, но их можно было восстановить. А вот уникальные скульптуры, которые высились по четырем углам вокзала-корабля, восстановлению не подлежали, поэтому с них сняли слепки.
Набережная
Причалы СРВ строились постепенно, с 1937 по 1980 годы. Ремонтные работы здесь не проводились, и в 2018 году в качестве отбойников использовались обычные резиновые покрышки на деревянных сваях.
В ходе обширных ремонтно-реставрационных работ набережная была полностью переоснащена и адаптирована к современным требованиям обслуживания речного транспорта. В числе изменений можно отметить следующие:
- установлены специальные резиновые отбойные устройства, которые сохраняют и набережную, и суда;
- проложена ранее отсутствовавшая система подачи воды для заправки судов;
- к причалам подано электричество для судовых нужд;
- переоснащены павильоны досмотра.
Главное достижение реконструкции – углубление дна и укрепление его бетоном. Теперь здесь могут швартоваться суда с осадкой 3,5 м, а это больше прежнего показателя.
На набережной восстановили старые павильоны, где в летнее время убираются стеклянные двери. Здесь же разместились исторические скамейки в виде гальки.
Парк
Парк Северного Речного вокзала – объект культурного значения регионального уровня. В его основе лежал проект советского ландшафтного дизайнера Тимофея Шафранского, к нему и обращались строители в ходе реконструкции. К началу работ на территории сохранились исторические аллеи – кленовая и липовая – и несколько оригинальных скульптур, например, статуя «Водный путь».
Немало пришлось поработать над восстановлением инженерных коммуникаций. К примеру, заново воссоздали подземные коммуникации и насосное оборудование фонтанов на центральной аллее.
Созданный в 1936-1938 гг. парк был местом отдыха москвичей и гостей столицы. Эту функцию решено было сохранить и расширить. Теперь в парке есть не только прогулочные аллеи, но места для занятия спортом, столы для пинг-понга. Клумбы восстановили по эскизам 1950-х годов. В парке снова появились уникальные садовые диваны.
Работы по благоустройству парка Северного Речного вокзала охватили площадь 49 га.
Звезда
Существует легенда, что звезда на шпиле Речного – это знаменитая звезда до Спасской башни. Однако это не так. Создатели действительно вдохновились кремлевскими звездами, но звезда Речного выполняла функцию флюгера. Когда шпиль был поднят с апреля по октябрь, это означало, что движение по воде открыто. Отсутствие шпиля и звезды указывало, что навигации нет.
Уникальный дизайн превратил звезду в произведение искусства и истинную драгоценность. Металл был позолочен гальваническим методом, серп и молот посеребрены, а для их инкрустации использовали самоцветы: аметисты, топазы и горный хрусталь.
К началу реконструкции звезда не утратила свой исторический облик, однако за долгие годы все материалы и места вставок загрязнились и потускнели. В процессе реставрации вместо гальванического метода использовали менее затратный электрохимический. Сейчас звезда снова сияет золотом и серебром и переливается самоцветными огнями.
Площадь
На площади перед вокзалом восстановили два исторических фонтана. В 1930-40-х годах именно от Северного Речного вокзала отправлялись полярные экспедиции. Поэтому один из фонтанов – это играющие дельфины, а другой – гуси и полярные медведи.
Кроме того, здесь установили миниатюрную латунную копию Канала им. Москвы с раздвижными шлюзами. Посетители могут пустить кораблик по каналу и самостоятельно проследить за его путем.
Ресторан
Исторический ресторан из фильмов «Волга-Волга» и «Новая Москва» располагался на крыше Речного вокзала. Отсюда открывался поистине захватывающий вид. Однако согласно современным требованиям пожарной безопасности вход посетителям на крышу запрещен.
Ресторан внутри здания также оказался неприспособлен к требованиям современных рестораций. К тому же выяснилось, что именно эта часть вокзала в прошлом регулярно подвергалась ремонту в связи со сменой арендаторов помещения. Поэтому после реконструкции здесь работает только кафе и зона буфета.
Зона общественного питания расположена в южной части парка. Там открыты несколько кафе для посетителей.
Видео вокзала:
Подрядчик и стоимость работ
В 2019 году был объявлен подрядчик – ООО «Артстройтехнология». Эта компания единственная приняла участие в аукционе на реконструкцию. Работы были оценены в 1,3 млрд рублей и включали реставрацию и реконструкцию объекта культурного наследия регионального значения. Завершить работы планировалось в течение года.
Над реконструкцией Северного Речного вокзала работали многочисленные специалисты – реставраторы, инженеры и дизайнеры. По фотографиям, чертежам и кадрам игрового и документального кино они воссоздавали исторический облик вокзала и окружающей территории. Разумеется, для реконструкции применялись современные материалы. Однако задача оставалась неизменной: новые элементы должны были гармонично дополнять оригинальные конструкции.
Как пояснил Дептранс, перед участниками реконструкции нет задачи окупить проект. Согласно пояснительной записке к столичному бюджету на 2020-2022 годы, в 2020 году было выделено 2 млрд 583 млн рублей на устройство инженерных сетей, комплекс мер по реконструкции и содержание здания вокзала.
Любопытно: в 1960-е гг. пассажиропоток СРВ составлял 1,55 млн человек в год. Ожидается, что после завершения всех работ на причалах вокзала его пассажиропоток составит 8000 чел. в сутки. Это позволит приблизиться к советским показателям.
Сколько длилась реконструкция
Подготовка к реконструкции началась в 2015 году, почти сразу, как Северный Речной вокзал передали в ведение города Москвы. Аукцион на проведение работ по реконструкции прошел в декабре 2018 года. Все работы на 80% завершились ко Дню города 2020 года. Пандемия скорректировала процесс реконструкции: два месяца простоя пришлось нагонять за счет привлечения дополнительной рабочей силы и техники. Но это не помешало завершить основные работы, и в начале сентября 2020 года СРВ принял первых посетителей после реконструкции.